Использование экспертных систем, языков четвертого
Введение | Оглавление |
Под названием IDEFO SADT применялась тысячами специалистов в военных и промышленных организациях. В коммерческом мире SADT используется для определения требований. В этом качестве она конкурирует с методами, ориентированными на потоки данных, - структурного проектирования Е.Иордана, структурного анализа Т.ДеМарко, структурного системного анализа С. Гейна и Т. Сарсона, а также с методами структуризации данных - методами М.Джексона, Лж.Д. Варнира и К. Орра. В отличие от этих методов структурного анализа, истоки которых нужно искать в проектировании программного обеспечения, SADT создана для описания системы и ее среды до определения требований к программному обеспечению или к чему-либо другому. Иными словами, поставив своей целью описание системы в общем, создатели SADT изобрели графический языки набор процедур анализа для понимания системы прежде, чем можно представить себе ее воплощение. Таким образом, SADT, как правило, применяется на ранних этапах процесса создания системы, который часто называют "жизненным циклом системы", и иногда за этим следует применение упомянутых выше методов.
В течение тех 10 лет, что мы, авторы этой книги, использовали и преподавали SADT, мы ощущали потребность в книге, излагающей ее основы и методы. Открытая информация по SADT была рассыпана по техническим статьям и неклассифицированным сообщениям, которые доступны лишь работающим в области программного обеспечения и компьютерных наук. Поэтому основная цель этой книги - познакомить с SADT гораздо более широкую аудиторию, всех, кто связан с научными дисциплинами, изучающими системы, - медициной, экологией, наукой о мышлении или экономикой. Чтобы достичь этой цели, мы представляем SADT развернуто и наглядно, сосредоточив внимание на том, как создается с помощью SADT полная модель системы. Мы последовательно, шаг за шагом, показываем, как строится SADT-модель, чтобы, прочтя эту книгу, вы понимали, что такое SADT-модели и как они создаются. Естественно, что изложение материала отражает наш опыт работы с SADT и наш взгляд на ее развитие.
Основное внимание в книге уделено изложению основных концепций SADT, объяснению ее реализации, описанию процесса моделирования, обсуждению современной автоматизированной поддержки SADT и анализу примеров, взятых из реальной жизни. В части I "Основные понятия функционального моделирования" излагаются фундаментальные понятия SADT-моделирования систем. В части II "Создание функциональных моделей и диаграмм" показано, как графический язык SADT используется для декомпозиции описания системы с помощью иерархического набора диаграмм. В части III "Рецензирование диаграмм и моделей"- рассматривается цикл автор/читатель, специальным образом организованный процесс рецензирования для повышения качества моделей. По мнению многих пользователей SADT, этот процесс - лучший способом удостовериться в правильности и плодотворности своей работы. Поэтому мы описали цикл автор/читатель как самостоятельную процедуру, которая может использоваться в ходе любой работы. В части IV "Завершение моделирования. Руководство моделированием" - обсуждаются проблемы управления и организации работы группы SADT-аналитиков и приводится набор критериев, которые могут помочь определить, когда следует завершить процесс моделирования.
Одна из целей книги - демонстрация наиболее типичного способа применения SADT с помощью 25 уроков, которые организованы так, чтобы научить построению функциональной модели. Эти практические упражнения позволят приобрести знания и навыки, необходимые, чтобы начать использовать SADT. Часть V "Создание функциональной модели и спецификации. Уроки" построена в соответствии с главами этой книги. Каждый урок охватывает отдельный этап создания модели. Эти уроки предназначены также для на аудиторных занятий. Начальные уроки построены таким образом, чтобы в процессе коллективной работы более подготовленные учащиеся могли помочь менее опытным. Последующие уроки стимулируют индивидуальную работу, чтобы все учащиеся достигли одинакового уровня знаний.
Сочетание группового и индивидуального участия в работе позволяет организовать обучение без принуждения. Это ключ к внедрению любой новой методологии и основная причина того, что мы весьма эффективно использовали этот учебный материал в течение последнего десятилетия, проводя недельный курс обучения групп, состоящих из 20 человек.
Наше изложение методологии SADT адресовано тем, кто занимается деятельностью, связанной с системами. Кроме того, эта книга предназначена для тех, кто отвечает за спецификацию (краткое описание) системы, ее чтение или написание. Мы рассматриваем эту книгу как практическое руководство - вводный курс по SADT и справочное пособие. Мы стремились обучить методологии SADT с разных точек зрения: теория объясняет основы SADT, практика показывает, как лучше всего использовать эту методологию, а примеры иллюстрируют результаты применения SADT в промышленности. Собрав все эти знания воедино, мы с наибольшей эффективностью обеспечим методологией SADT самую широкую аудиторию.
Оглавление |