Методология структурного проектирования SADT


Критическая оценка содержания диаграммы


К этому моменту процесса чтения SADT-читатель уже достаточно хорошо понимает диаграмму, ее непосредственный контекст и ее расположение в модели. Опытные читатели принимают только то, что написано на бумаге: они не добавляют своих предположений. Таким образом, их понимание целиком основано на модели и ее дополнительном материале. Теперь пришло время для конструктивной критики работы автора. Критическая оценка означает постановку вопросов к содержанию диаграммы. Читатели задают три основных типа вопросов:

  1. Верен ли синтаксис диаграммы?
  2. Понимаю ли я, что хотел сказать автор ?
  3. Согласен ли я с тем, что выразил автор?

Эти вопросы задают в указанном порядке с тем, чтобы вначале разрешить мелкие вопросы, а потом перейти к более глобальным. Вопросы, связанные с синтаксисом, хотя и простые, но они очень важны, потому что хорошее изложение начинается с правильного использования графического языка SADT. Вопросы о понимании диаграммы стоят на втором месте, потому что критика бесполезна, пока нет ясного понимания. Вопросы о согласии с автором занимают последнее место, как самые важные. Часто они очень сложны, требуют размышлений и разъяснении. В этой главе перечислены специальные вопросы, которые нужно задавать в процессе критической оценки. В главе 15 обсуждается оформление результатов рецензирования с помощью этих вопросов в виде письменных пронумерованных комментариев .

14.5.1. Вопросы о синтаксисе

Анализируя детали диаграммы, задавайте себе вначале следующие вопросы, особенно если вы только начинаете читать SADT-диаграммы или если автор только начинает работать с применением SADT:

  • Все ли блоки правильно пронумерованы?


  • Все ли блоки имеют названия в глагольной форме?
  • Все ли дуги на месте?
  • Все ли дуги имеют названия в форме существительного ?
  • Все ли метки ясно привязаны к своим дугам?
  • Есть ли на длинных дугах дополнительные метки?
  • Нет ли дуг без меток?

Изучая непосредственный контекст диаграммы, задавайте следующие вопросы:

  • У всех ли внешних дуг есть ICOM-код?
  • Верно ли связывает ICOM-код внешние дуги с граничными дугами родителя?
  • Все ли метки внешних дуг совместимы с метками граничных дуг родителя?
  • Не используется ли помещение дуг в тоннель (скобки рядом с их концами) избыточно или неверно?

14.5.2.
Чтобы оценить декомпозицию диаграммы, спросите себя:

  • Достаточна ли полная декомпозиция?
  • Не отсутствует ли какой-нибудь блок?
  • Нет ли блока, не относящегося к делу?
  • Нет ли в декомпозиции каких-либо неожиданностей ?
  • Не сделал бы я совершенно другую декомпозицию ?
  • Чтобы определить цель и точку зрения диаграммы, уточните:
  • На какие вопросы отвечает эта диаграмма?
  • Соответствует ли это цели модели?
  • С чьей точки зрения описана модель?
  • Совпадает ли это с точкой зрения модели ?
Чтобы оценить непротиворечивость диаграммы, спросите себя:
  • Не является ли диаграмма слишком запутанной или слишком детальной, чтобы ответить на вопросы, связанные с целью модели ?
  • Не отвечает ли диаграмма на вопросы, не относящиеся к цели модели?
  • Используются ли термины в одном и том же смысле?
  • Все ли факты соответствуют точке зрения модели?
Чтобы оценить адекватность описания, спросите:
  • Отражает ли модель реальность?
  • Соответствует ли порядок расположения блоков убыванию их доминантности?
  • Нет ли лишних или отсутствующих дуг между блоками?
Чтобы оценить точность представления, задайте вопросы:
  • Не вводят ли в заблуждение названия блоков и дуг?
  • Содержит ли ветви дуг только те данные, которые действительно нужны блоку?
  • Не перекрываются ли функции двух блоков ?
  • Нет ли ненужных дуг, касающихся блока?
Для оценки правильности активизации блоков (т.е. какова возможная последовательность их функционирования в ходе реальной работы системы) спросите себя:
  • Работает ли "нормальный" путь потока данных?
  • Как ошибочные данные будут влиять на блок?
  • Объясняются ли чем-либо ошибочные пути?
  • Не должна ли функция выполнять больше, чем это определяется касающимися ее дугами?
И наконец, один из самых полезных вопросов: "что нового я узнал, читая диаграмму?" Он ведет к последнему вопросу: "стоило ли читать диаграмму?". При положительном ответе, возможно, диаграмму стоит включить в модель.



Содержание раздела