Критическая оценка содержания диаграммы
К этому моменту процесса чтения SADT-читатель уже достаточно хорошо понимает диаграмму, ее непосредственный контекст и ее расположение в модели. Опытные читатели принимают только то, что написано на бумаге: они не добавляют своих предположений. Таким образом, их понимание целиком основано на модели и ее дополнительном материале. Теперь пришло время для конструктивной критики работы автора. Критическая оценка означает постановку вопросов к содержанию диаграммы. Читатели задают три основных типа вопросов:
- Верен ли синтаксис диаграммы?
- Понимаю ли я, что хотел сказать автор ?
- Согласен ли я с тем, что выразил автор?
Эти вопросы задают в указанном порядке с тем, чтобы вначале разрешить мелкие вопросы, а потом перейти к более глобальным. Вопросы, связанные с синтаксисом, хотя и простые, но они очень важны, потому что хорошее изложение начинается с правильного использования графического языка SADT. Вопросы о понимании диаграммы стоят на втором месте, потому что критика бесполезна, пока нет ясного понимания. Вопросы о согласии с автором занимают последнее место, как самые важные. Часто они очень сложны, требуют размышлений и разъяснении. В этой главе перечислены специальные вопросы, которые нужно задавать в процессе критической оценки. В главе 15 обсуждается оформление результатов рецензирования с помощью этих вопросов в виде письменных пронумерованных комментариев .
14.5.1. Вопросы о синтаксисе
Анализируя детали диаграммы, задавайте себе вначале следующие вопросы, особенно если вы только начинаете читать SADT-диаграммы или если автор только начинает работать с применением SADT:
- Все ли блоки правильно пронумерованы?
- Все ли блоки имеют названия в глагольной форме?
- Все ли дуги на месте?
- Все ли дуги имеют названия в форме существительного ?
- Все ли метки ясно привязаны к своим дугам?
- Есть ли на длинных дугах дополнительные метки?
- Нет ли дуг без меток?
Изучая непосредственный контекст диаграммы, задавайте следующие вопросы:
- У всех ли внешних дуг есть ICOM-код?
- Верно ли связывает ICOM-код внешние дуги с граничными дугами родителя?
- Все ли метки внешних дуг совместимы с метками граничных дуг родителя?
- Не используется ли помещение дуг в тоннель (скобки рядом с их концами) избыточно или неверно?
14.5.2.
Чтобы оценить декомпозицию диаграммы, спросите себя:
- Достаточна ли полная декомпозиция?
- Не отсутствует ли какой-нибудь блок?
- Нет ли блока, не относящегося к делу?
- Нет ли в декомпозиции каких-либо неожиданностей ?
- Не сделал бы я совершенно другую декомпозицию ?
- Чтобы определить цель и точку зрения диаграммы, уточните:
- На какие вопросы отвечает эта диаграмма?
- Соответствует ли это цели модели?
- С чьей точки зрения описана модель?
- Совпадает ли это с точкой зрения модели ?
- Не является ли диаграмма слишком запутанной или слишком детальной, чтобы ответить на вопросы, связанные с целью модели ?
- Не отвечает ли диаграмма на вопросы, не относящиеся к цели модели?
- Используются ли термины в одном и том же смысле?
- Все ли факты соответствуют точке зрения модели?
- Отражает ли модель реальность?
- Соответствует ли порядок расположения блоков убыванию их доминантности?
- Нет ли лишних или отсутствующих дуг между блоками?
- Не вводят ли в заблуждение названия блоков и дуг?
- Содержит ли ветви дуг только те данные, которые действительно нужны блоку?
- Не перекрываются ли функции двух блоков ?
- Нет ли ненужных дуг, касающихся блока?
- Работает ли "нормальный" путь потока данных?
- Как ошибочные данные будут влиять на блок?
- Объясняются ли чем-либо ошибочные пути?
- Не должна ли функция выполнять больше, чем это определяется касающимися ее дугами?